Поиск специалистов в городе Велиж
Лента новостей Велижа. Подписаться на ленту новостей
Велиж

Велиж в прошлом и настоящем       www.gorod.velizh.ru

Герб Велижа

Вакансии в Велиже2012г

Телефон доверия

РОВД: т. 4-14-42
УВД: т. 3-05-55
Rambler's Top100
http://gorod.velizh.ru/Велиж в древности

Велиж в древности

О Велиже нет книг, которые рассказывает его историю. Сведения о Велиже разбросаны по разным источникам: научного, художественного, документального характера, так же, как и велижане по разным городам и весям нашей великой страны. В конце 19 века велижским купцом Киселевым была в Витебске издана, написанная им, книга под названием «Велиж», но тираж её был очень мал и экземпляры его затерялись.

Среди местного населения бытовала легенда, что город в древности не имел собственного имени. Однажды в битве у безымянного селения каким был Велиж, встретились русская и литовская дружины. И князь спросил у женщин, как называется это место и селение, но женщины не знали. Князь обратился к воинам: «Как назовете Вы это славное место нашей победы?» И воины ответили: «Как ты велишь, князь!». «Пусть будет «Велишь» - согласился князь. Так город получил свое имя. В пользу этой легенды свидетельствуют следующий факт. В Витебских актах 15-16 века встречается название города, написанное как «Велишь», но позднее в атаках археологических название города встречается уже в измененной транскрипции и вместо буквы «Ш» писалась буква «Ж», т.е. «Велиж».

Существуют и другие предположения названия Велижа.

На территории г.Велижа существуют 4 городища, что указывает на выгодное экономическое и стратегическое положение поселения, которые открывались для посещения соседей Западной Двины. Возможно, на самом возвышенном городище «Липки» располагалось капище древнеязыческого бога ВЕЛЕСА. Покровителя животноводства и торговли и это имя могло лечь в основу названия города, так же как и слово «ВЕЛИЖ», что означает обширный, превышающий. Об обширности территории Велижа говорят городища в устьях притоков Двины в районе Велижа.

О том, что Велиж в далеком прошлом был значительным населенным пунктом, указывают следующие факты. В районе города в радиусе до 1км в Западную Двину впадают три ручьи: речка Велижка с притоком Никольский ручей, Чёрный ручей, и ручей Каневец (Сорож).

В связи с тем, что у древних славян названия населенных пунктов часто расположено в устье рек, речек, то городище Велиж должно быть расположено в устье речки Велижка, на левом её берегу, где в действительности и было древнее поселение, о чем свидетельствуют находки кремневых орудий на территории городской бани и в обрыве реки Двины. Однако, когда Иван Грозный велел поставить крепость «… на велижском городище…», то она была поставлена не в устье реки Велижки, а ниже по течению Двины – в устье ручья Каневец, который удален от Велижки на расстояние около 1км. Крепость была поставлена тоже на городище, о чем так же свидетельствуют археологические находки. Рядом с этим городищем находится третье – на «Лидовой горе». Кроме этих трех городищ в Велиже существует и четвертое городище, которое располагалась на правом берегу Двины, в устье Черного ручья, о чем свидетельствуют описания, сделанные в Велиже «… при слиянии Черного ручья и Двины на берегу в 17 веке находилась Русская слобода. Здесь же на высоком берегу Двины и Черного ручья на «Тетерке» стояла часовня при кладбище. Там ныне находят много гробов (Пам. Кн. Втб. Губ. 1866г. стр. 88).

По преданиям в этом месте, в глубокой древности, также было кладбище, где «… погребено несколько князей под высокими курганами, которые срыл один из велижских купцов в надежде найти клад, но нашел несколько монет… Место это называют «Волотовками». Ещё в 1736 году на «Волотовках» было несколько курганов, которые были исследованы археологи Кустицким в 1873г., однако «… результаты раскопок неизвестны».

Таким образом, можно заключить, что на территории современного города находились 4 древних поселения, а именно: в устье речки Велижки (в районе городской бани), в устье Чёрного ручья (в стыке улицы лейтенанта Шмидта и Мельничного переулка), в устье ручья Каневец («На Липках») и на «Лидовой горе». Древние поселения (городища) на территории города Велижа в линейном выражении образовывали треугольник, вершины которого ограничивались устьем реки Велижки, устьем Чёрного ручья и «Лидовой горой». Вполне возможно, что древние поселения на территории Велижа объединялись под властью представителя родовой знати ,,резиденция которого находилась в наиболее неприступном укрепленном месте, каким являлось городище в устье ручья Каневец (на «Липках»). В этих условиях Велиж, естественно, занимал обширное место, т.е. отвечал названию «Велий». На прошлое Велижа, как на значительный населенный пункт, указывают записи польского офицера, участника осады Велижа в 1580 году, где говорится, что «… Велиж был некогда большой деревней и принадлежал Литве…».

С. Генденштейн в «Записках о московской войне» называл Велиж «Кастро Велисио», что в переводе с латинского означает – передовой, укрепленный рубеж (каструм-укрепленный, Велисио – передовой, застрельщик). Это указывало на важное стратегическое положение города. Говоря о Велиже, побывав в Велиже, Генденштейн, который побывал в нем, писал, что «…Велиж был некогда весьма многолюдным городом. Он будто бы получил свое название от своей обширности. Жители и доселе указывают на обширные рвы, как на следы прошлого величия». Время сгладило бывшие укрепления Велижа, однако, ещё и сегодня сохранились остатки бывших рвов и валов, не только в районе бывшего замка, но и с Южной стороны города по улице Энгельса, которая до Октябрьской революции называлась «Прировской», и где ещё видны остатки бывшего рва на то, что слова «Велишь», «Велище», «Велиж» - древние, - указывают историк Е. Романов в своей книге «Материалы по исторической топографии Витебской губернии» и А.Сапунов в книге «Витебская старина». Таких названий в районе Велижа встречается несколько, а именно: река Велия, населенный пункт – Велище и другие.

Витебский историк А. Сапунов также считал, что слово «Велищ» можно отнести к племени Вельтов. Историк Веселовский указывал, что «… Вельты Птоломея были литовским племенем, которые в последствии смешались со славянами». Исследования указывают, что населенных пунктов на территории Восточной Европы, как Смоленск, Сураж и других насчитываются десятки. Так, болгарский филолог Н. Ковачев обнаружил, начиная с Х века, 60 поселений с названием Киев. А названия поселения Велиж встречается только в сочетании: Псков, Витебск, Смоленск, Торопец, т.е. Велиж имеет определенное географическое положение и не имеет аналогов.

Таким образом, на то, что город Велиж имеет историю, корни которой уходят к глубокой древности, и события, происходившие здесь, требуют более детального изучения. Существует предание о том, что «…первыми поселенцами на территории велижского района были Ливы – западная ветвь Урало-Алтайского племени Чудь, которые в одну из воин были поголовно уничтожены. Только славянам-кривичам, пришедшим сюда позднее, удалось выжить и заселить этот край».

В связи с разрушительными событиями, то есть войнами, которые происходили в древности на территории Велижского района, эта земля вероятно долгое время находилась в запустении, а позднее была включена в состав Смоленского княжества на правах безымянного владения, хотя в прошлом эта земля была густо заселена, на что указывают сотни курганов, разбросанных по всей территории Велижского района. Многие из них относятся к раннему палеолиту. Находки эпохи палеолита были сделаны в Буднице, Вязьменах, Казакове, Усвяте, Узком, Маклоке, Сертее и других местах.

Поселения эпохи железа на территории Велижского района были обнаружены в районе деревень: Рудня, Сертея, Чепли и в других местах.

Всего вблизи города Велижа в радиусе около 50км разбросано около 210 различных древних насыпей (Е.Р. Романов «Мат. По ист. Топогр. Втб. Губ.» стр. 19, Могилев 1898г ).

Эти насыпи, по утверждениям археологов, и в частности Кустицкого относятся в своем большинстве к славянским захоронениям. Славяне Кривичи заселили верховья Двины, Днепра и Волги с далеких времен. На что указывают многие памятники древности. В частности древнерусская летопись указывает, что «… Кривичи сидят наверх Волги и Двины их же град есть Смоленск туда 60 сидят кривичи».

Покрытые многими трясинами, озерами и реками эти места по-литовски назывались «кирва», а по сорматски – «креве», что означает верховье реки. Наличие большого количества болот на территории Велижского района, которые по местному называются «мхами» отразилось и на названии отдельных селений например: Заболотье, Замошье. Некоторые болота покрыты обильной маслянистой ржавой пленкой, что так же отразилось в названии деревень Большая и Малая Ржавы. Болота по территории района тянутся двумя широкими полосами:

1. Церковище-Усвят-Будница-Вязьмены.

2. Усмынь-Логуны-Кресты-Ильино.

В далеком прошлом болота и леса в районе Велижа были непроходимы. Вот как описаны эти леса: «… в эти леса никогда не ходил топор дровосека. Природа царила здесь со времени образования нынешнего мира. Колоссальные деревья заваливали дорогу. Ни один луч солнца не может проникнуть в этот вечный мрак и даже для самого ничтожного селения приходилось выжигать и вырубать лес… но через несколько лет поле снова заросло лесом».

Предки велижан кривичи ставили свои жилища на берегах рек и озер, выбирали места укрепленные самой природой: оврагами и рвами, болотами и лесом. Жилище в начале сооружали в земляниках, позднее – в полуземляниках, а потом в избах, которые строили из бревен. Щели заделывали мохом, кровлю стелили из коры, камыша, соломы, драниц. Полы и потолки набирали из колотых плах. Окна затягивали пузырями животных. Вход закрыли шкурами, позднее дверью из колотых плах. Изба топилась «по черному», в ней было тепло и сухо. Вдоль стен были лавки, посередине – деревянный стол. Значительную часть изба занимали палаты. К избе примыкали настройки для скота, амбары. Рядом селились обычно родичи, потом к ним подселялись с разрешения пришлые люди. Складывалось поселение, которое обставлялось частоколом и укреплялось от «лихих людей».

Кривические поселения в форме патриархально-родовых общин, с выделением родовой знати, стали дифференцироваться.

На более возвышенном и укрепленном природой поселке селилась военно-родовая знать, которая распространяла свою власть на окраинные селения и земли. Племенные знати ещё более укреплялись и огораживались. Вокруг городка образовались посады, где жили посадские люди – производители жизненно-необходимых благ. Такое родовое население, подчинившее себе соседние поселения, образовало волость. Волость перерастала в землю, во главе которой стоял князь, взявши на себя функции защиты земли от соседей. Велижане платили дань Смоленским, Псковским, Торопецким, Литовским, Витебским князям.

Здесь было много зверей, рыбы, птицы, меда, грибы, ягод, дары природы, которые не только шли в пищу, но и были предметами торгового обмена. Охота, животноводство, рыболовство, бортничество и частично земледелие были основными занятиями велижан, о чем свидетельствует археологические находки на территории района: «….в курганах найдены: топоры, копья, рыболовные крючки, грузила и мало серпов».

Небольшие кривические поселения на возвышенных местах – городище представляли собой поселения патриархально-родовых общин, но с разложением, произошедшим внутри рода, и выделением военно-родовой знати, отдельные городища, наиболее выгодно расположение, заселялись знатью, и дополнительно укреплялись рвами, частоколом, воротами, разборными мостами и так далее. Вокруг такого городища расселялись более бедные люди, которые назывались посадскими или слободскими. Таким образом, среди небольших поселений выделялось одно, которое превращалось в городок. Городок разрастался, подчинял себе другие родовые селения и образовывалась волость, волость перестала в землю и так далее. История одних поселений была короткой, другие продолжали развиваться и расти.

Славяне-кричиви, населяющие земли вокруг территорию Велижского района, неоднократно подвергались нападение со стороны соседних народов и, в частности, северных народов. В русской летописи есть указания о том, что к славянам приходили Варяги и даже брали дань с них. В древних сказаниях говорится, что варяжский «… король Регвид ещё в юношеские годы был неутомимым викингом и подчинил себе многие страны лежащие по реке Двине, которая течет по государству Гардарик». В 9 веке славяне объединились и изгнали варягов и стали сами владеть своими землями. Бесконечный простор лесов, луга по берегам Двины, чистая вода и спокойное течение реки - всё это вписывалось в характер народного чувства, чувства раздольного, чистосердечного. Жизнь в лесу приручала людей к сдержанности, спокойствию, доброте, и поэтому славяне-кривичи с большим вниманием и уважением относились к людям, пришедшим к ним с добром или за помощью. В характеристике, данной предкам велижан, говорилось, что «… потомки кривичей белорусы – поразительно доверчивы к людям».

Славяне-кривичи, населявшие верховье и среднюю часть З. Двины, жили очень дружно с соседними племенами латышей и литовцев. «… Язы изстари по Двине перебиваны были через всю Двину с литовскими людьми пополам и ловили рыбу, кто в своем язу…». Соседи перенимали у кривичей более высокую их культуру и быт, вступали с ними в экономические и родственные отношения. Литва и Рус, поселившись рядом, сразу же завязали самые тесные связи, между собой. Это велок взаимному сближению в языке, вере, просвещении и обычаях. Причем преобладающее значение очень долгое время оставалось на стороне русичей. Народные обычаи, поверья, обряды домашней жизни «… во многих случаях были так сходны между собой или даже одинаковы, что литовцы и русские являются, как бы народом» - писал А. Сапунов.

Славяно-русское племя кривичей, будучи язычниками, поклонялись силам природы, имели идолов. До принятия христианства погребения совершали через сожжение трупов и захоронения останков в глиняных горшках под курганами. Как русские, так и литовцы поклонялись верховному божеству громовнику Перуну (Перкунасу) Солнце, как источник жизни почиталось под литовским именем Сатвороса, соответствующего русскому Сворогу.. Литовский праздник был абсолютно похож на древнерусский праздник Ивана Купала. Польский историк И. Ярошевич писал, что русские обычаи и законы существовали в Литве ещё до Ягайлы… все литовские летописи писали по-русски, русский язык был господствующим языком при дворе литовских князей и в законодательстве и в дипломатии. Многие узаконения «Русской Правды» Ярослава были приняты в руководство, а затем вошли в состав польского Статута, принятого в 1552 году».

Знакомство русичей с Западом было мирным. Нравы кривичей отличались честностью, что находило уважение у соседей и позволило русичам гостеприимством, мужеством. Русские роднились с литовцами и поляками, брали в жены их дочерей, помогали друг другу в междоусобной борьбе и в войнах с внешними врагами, были связаны торговлей и промыслами, и связующим звеном между народами была Западная Двина. Постепенно отношения дружбы и братства разрушались, под напором развивающихся феодальных отношений и уступали место враждебности, которая заключалась в том, чтобы подчинить себе соседние земли. В этих условиях Западная Двина явилась ареной кровавых стычек, перемирий, созидания и разрушения.

Из рукописи В.Ф.Медведева \"Велиж\"

Поиск-форум: "Помогите найти в Велиже"

Письма и запросы по поиску в Велиже

Сухоруковы

Нахмансоны, Дрецкины, Глезеровы

Газарх Илья Гершевич

Хозяйка замка на Лидовой горе

Уникальные материалы
Списки погибших в Велиже во время ВОВ и захороненных на Лидовой горе
Нижние Секачи Велижского района. Воинское захоронение

Историко-поисковые материалы

Краткая история Велижа

Исторические даты

Велиж в древности

О.М.Киселев "Велижъ"

Западная Двина

Деревня Ястреб II

Велиж в 1941-ом

Велиж в 1942-ом

Подвиг А.Мамкина

Воинские потери во время ВОВ

Страшное напоминание о войне

Вахта памяти в Велиже

Никто не забыт


Вопрос-ответ*

Архив ответов на вопросы



Велижская
"Городская газета"


Архив газеты 2009 г.

1234567
8 910 11

Архив газеты 2008 г.

12345678 9

Архив газеты 2006-07г

1234567
891011121314

Проект территориального планирования, правил землепользования и застройки Велижского городского поселения

Copyright © 2006 Н.А.Щеголева velgor@yandex.ru
Копирование материалов разрешено только c указанием ссылки на www.gorod.velizh.ru